Полномочия отдела опеки и попечительства

Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

Полномочия, функции и обязанности органов опеки и попечительства

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Основные задачи и функции отдела опеки и попечительства

41. При положительном заключении подбирает ребенка, который может быть передан на воспитание в приемную семью, представляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

1. Организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей.

Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.

По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Органы попечительства и опеки

В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

Полномочия отдела опеки и попечительства

(п. 5 в ред. закона Смоленской области от 10.07.2014 N 93-з)
6) дают предварительное разрешение опекунам совершать, а попечителю — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного, в том числе дают предварительное разрешение на отказ от наследства;
(в ред. закона Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
6.1) дают предварительное разрешение в случаях, если действия опекуна (попечителя) могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;
(п. 6.1 введен законом Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
6.2) дают опекуну (попечителю) предварительное разрешение, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, в случаях выдачи доверенности от имени подопечного;
(п. 6.2 введен законом Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
7) учреждают доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, определяют доверительного управляющего и заключают с ним договор о доверительном управлении таким имуществом;
8) дают предварительное согласие на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
9) дают согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, а также дают согласие на передачу в ипотеку указанных жилых помещений в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
10) направляют в орган регистрации прав сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, в срок не более чем три рабочих дня со дня установления опеки или попечительства;
(п. 10 в ред. закона Смоленской области от 28.12.2016 N 172-з)
11) освобождают опекуна (попечителя) от исполнения им обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
12) отстраняют опекуна (попечителя) от исполнения им обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а также принимают необходимые меры для привлечения виновного лица к установленной законом ответственности;
13) в установленном федеральным законодательством порядке подают в суд заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным либо недееспособным, о признании гражданина дееспособным, об отмене ограничений дееспособности гражданина, о признании недействительным брака, заключенного с гражданином, признанным судом недееспособным, принимают участие в рассмотрении судом вышеуказанных категорий дел;
14) дают согласие на установление отцовства в отношении совершеннолетнего лица, признанного судом недееспособным;
15) сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения об установлении опеки (попечительства) над совершеннолетними гражданами и управлении их имуществом, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) или управлением имуществом;
16) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.

Интересное:  Найти по кадастровому номеру на карте

Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних:
1) выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. законов Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з, от 10.07.2014 N 93-з)
2.1) направляют имеющуюся информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять государственное управление в сфере образования, для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
(п. 2.1 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
2.2) направляют документированную информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять государственное управление в сфере образования, для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации устройства указанных детей в семьи граждан Российской Федерации на территории Смоленской области и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
(п. 2.2 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
3) избирают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, а также обеспечивают устройство таких детей и осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;
3.1) информируют граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказывают содействие в подготовке таких документов;
(п. 3.1 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
4) временно исполняют обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги) (далее — организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
(в ред. законов Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з, от 20.11.2013 N 129-з)
5) принимают участие в рассмотрении судом дел об усыновлении или удочерении (далее — усыновление) детей, а также об отмене усыновления детей;
(в ред. закона Смоленской области от 30.06.2016 N 79-з)
6) проводят обследование и составляют акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), представляют его в суд;
7) готовят и представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;
8) дают согласие на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);
9) дают разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением;
10) предъявляют в суд требования об отмене усыновления ребенка в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
11) устанавливают опеку и попечительство над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, назначают им опекунов (попечителей);
12) осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей) несовершеннолетних, деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
(п. 12 в ред. закона Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
12.1) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью;
(п. 12.1 введен законом Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з; в ред. закона Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
13) исполняют обязанности опекуна (попечителя) ребенка по завершении пребывания его в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет;
(п. 13 в ред. закона Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
14) дают рекомендации опекунам (попечителям) относительно способов воспитания несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством);
14.1) оказывают помощь опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;
(п. 14.1 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
15) дают разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;
16) дают предварительное разрешение на распоряжение опекуном (попечителем) доходами несовершеннолетнего подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
(п. 16 в ред. закона Смоленской области от 10.07.2014 N 93-з)
17) дают предварительное разрешение опекунам совершать, а попечителю — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества несовершеннолетнего подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного, в том числе дают предварительное разрешение на отказ от наследства;

Орган опеки и попечительства

Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда. В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке. Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего. При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка. Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего. Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки. Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю. Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем. Назначение воспитателя осуществляется на основании соответствующего решения. Орган опеки и попечительства выдает гражданину удостоверение. С этого момента он становится официальным воспитателем ребенка.

Интересное:  Договор посуточной аренды квартиры скачать

При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями. В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи. В таких ситуациях воспитатели могут требовать через суд возвращения несовершеннолетнего от любого лица, которое незаконным образом удерживает его у себя. Такая возможность обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка.

Все об органах опеки и попечительства

При выявлении факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, орган может незамедлительно отобрать такого ребенка у его родителей и поместить в специализированное учреждение для таких детей. В течение недели после принятия решения, представителем государственного органа должен быть подан иск о необходимости лишить отца и мать их права на воспитание детей.

Сейчас же специалисты отмечают высокий рост социального сиротства, когда у детей есть родственники и родители, у которых по каким-либо причинам нет возможности воспитывать таких ребят. В связи с этим, обеспечением малыша занимается государство, чьи силы направлены на улучшение состояния сиротских учреждений.

Что входит в полномочия органов опеки: защита детей и недееспособных граждан, проверка опекунов, составление заявления в органы опеки и попечительства

Основная обязанность этой муниципальной структуры – решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.

  1. Составлять и направлять обращения в судебные инстанции о признании лиц недееспособными.
  2. Отстранение от опекунства или попечительства третьих лиц.
  3. Выдача разрешения на любые финансовые операции с имуществом опекаемых лиц (например, получить разрешение органов опеки на продажу квартиры недееспособного гражданина. Это же относится, когда оформляется ипотека, органы опеки обязаны дать согласие)
  4. Участие в суде, как представителя граждан, находящихся под опекой или попечительством.
  5. Проверка условий жизни лиц, находящихся под опекой, а также потенциальных опекунов.
  6. Поиск, подготовка и регистрация граждан, желающих стать опекунами.
  7. Составление и подписание разрешений для проживания опекуна и его подопечного раздельно.
  8. Оказание юридической помощи попечителю, опекуну и их подопечным.

Входит ли в полномочия органов опеки и попечительства — контроль за семьей

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве»
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейнымзаконодательством формах;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.
3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Здравствуйте. Скажите, могу ли я обратиться в органы опеки и попечительства с письменным заявлением по поводу того чтобы семью, где проживают мой ребенок поставили на контроль? С бывшим мужем остался сын и со мной тоже ребенок, но инвалид (из за отсутствия жилья я не могу забрать всех детей). За ребенка переживаю, отец проживает с женщиной, сыновья которой ведут себя аморально перед моим ребенком. Лишать прав я бы не хотела, но возможно ли привлечь опеку для контроля и проведения бесед с отцом, чтобы он лучше смотрел за ребенком и его условиями проживания? И если да — скиньте пожалуйста ссылки на нормативные акты.

Ссылка на основную публикацию