Переоборудование и перепланировка жилого помещения

Как проводится переустройство и перепланировка жилых помещений

  • прокладка или замена труб водоснабжения, отопления и канализации;
  • замена газовых приборов (плит, печей, водонагревателей) электрическими;
  • создание или перенесение в другое место туалетов и ванных комнат;
  • изменение конфигурации электропроводки;
  • установка душевых кабин или джакузи и т.д.

Выступить с инициативой переустройства и запросить разрешение на его проведение может только собственник квартиры. Что же касается арендаторов или нанимателей, то у них такого права нет. Если только они не будут специально уполномочены на это титульным владельцем.

Судебная защита прав на недвижимое имущество

Истец считает такой отказ необоснованным, так как его комната давно используется как изолированная, на нее открыт отдельный лицевой счет, без регистрации перепланировки он не может приватизировать свою комнату. Истец занимает комнату 16,5 м 2 (граничит с комнатой 16,5 м 2 ), на него и на Е. открыты отдельные финансово-лицевой счета. Кроме того, в поэтажном плане от 6 мая 2005 г. имеются данные о заделанном проеме между комнатами 16,5 и 16,5 м 2 , комнаты используются двумя разными нанимателями, несмотря на то что по данным БТИ указанные комнаты значатся как смежно-изолированные.

Решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.

Переустройство и перепланировка жилого помещения: требования закона

Для того чтобы осуществить перепланировку (переустройство), следует подать в соответствующие органы целый пакет документов. Среди них заявление, а также документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение. Также стоит подать заранее разработанный проект с точными расчетами, в соответствии с которым и будут вноситься изменения в планировку. В соответствующие органы подается первичный технический паспорт, а также письменное согласие всех жильцов на проведение данных мероприятий.

  • управление архитектуры и градостроительства (о том, что не был нарушен эстетичный вид, а также сохранена прочность несущих конструкций);
  • центр гигиены и эпидемиологии (о том, что перепланировка или переустройство не нарушают гигиенических норм проживания в помещении);
  • экспертный центр (дает заключение в том случае, если нарушалась целостность каких-либо конструкций здания).

Что является переустройством и переоборудованием

Согласно п.1.7.1 ПиН перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

Перепланировка, переоборудование квартиры и согласование

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения 1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Интересное:  Как рассчитывается кадастровая стоимость дома

Здравствуйте. Проблемы будут не с получением тех. паспорта, т.к. выдать его выдадут, с отметкой о незаконной перепланировке, а с узакониванием перепланировки, которую придется делать в судебном порядке. В такой квартире Вы можете прожить всю жизнь и даже продать её, если у покупателей не будет претензий по несоответствию паспорта и фактического расположения всего в квартире.

Главные условия для переустройства и перепланировки жилого помещения

Следует также учесть, что процесс реализации жилищных прав будет значительно затруднен. Мало того что для продажи такой квартиры будет трудно найти покупателя, ее станет невозможно быстро перевести из жилого объекта в нежилой. Административная ответственность для нарушителей наступает согласно КоАП, ст. 7.21.

Собственник-физлицо может уплатить штраф в размере 2−5 тыс. руб., а к юридическому лицу могут предъявить требования на сумму 40−300 тыс. руб. Последствия самовольного вмешательства усугубляются, если пострадает кто-либо из соседей или его имущество. Придется не только возместить потери, но и отвечать перед судом.

Перепланировка и переоборудование жилых помещений: тенденции судебного порядка легализации

Кроме того, в настоящее время большинство судов в России наряду с необходимостью соблюдения упомянутого досудебного порядка требуют обращения с заявлением о признании следующих за таким обращением отказов в выдаче разрешительной документации незаконными, что лишено всякого юридического смысла, поскольку выдача разрешения не предусмотрена законом после выполнения перепланировки (переоборудования). То есть формально, отказ муниципального органа будет носить законный характер, что создает препятствия гражданам в приведении документов на жилое помещение в соответствии с фактическим их состоянием.

Важно в данном случае иное. Если следовать буквальному тексту ст. 29 ЖК РФ, то собственник или наниматель имеют право непосредственно обратиться в суд с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном (переоборудованном) состоянии. Однако практика диктует свои условия, не совсем отвечающие требованиям закона, на наш взгляд.

Ссылка на основную публикацию