Деятельности уполномоченного по правам ребенка

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

  • осуществление контроля за соблюдением норм Конституции, постановлений международных актов и российского законодательства касательно прав несовершеннолетних;
  • предоставление рекомендаций местным властям о том, как устранить имеющиеся неполадки или угрозу ущемления прав ряда детей;
  • обобщение полученных сведений, изучение практики для выявления возможных способов устранения причин издевательства над детьми, ущемления их прав. Имеет право привлечь специалистов и организации на договорной основе для получения нужных сведений для проведения исследований.

Написать заявление могут как родители или лица, имеющие отношение к воспитанию ребенка, так и лица, наблюдающие ситуацию со стороны (соцработники, учителя). Любой гражданин, который видит неблагополучие в семье, отсутствие возможности получения воспитания и необходимого для жизни в ней, но при этом родителей не лишают родительских прав, может подать заявление уполномоченному при президенте. Не имея практики соответствующего составления и подачи заявления уполномоченному лицу по правам детей, неравнодушный человек, желая помочь ребенку, может обратиться к социальным работникам, у которых имеется вся необходимая информация и адреса, по которым можно написать заявление.

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

По мнению большинства исследователей, таких как А. С. Автономов, Т. Н. Алексеева, О. В. Кучмаева, С. В. Широ и других, основой учреждения и деятельности института Уполномоченного по правам ребенка должен служить нормативно-правовой акт максимально высокого уровня. Давно обозначается необходимость принятия Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации», однако данный закон так и не был принят. Тем не менее, данный факт не умаляет значимости и не отменяет необходимость совершенствования механизмов функционирования детских правозащитников. Применительно к действующей системе законодательства регионального уровня подразумевается, что речь должна идти о законах субъектов Российской Федерации. Закрепление статуса Уполномоченного по правам ребенка в региональных актах, обладающих наивысшей юридической силой, придает значимость данному институту, обеспечивает определенную стабильность и независимость его функционирования 4 Настольная книга Уполномоченного по правам ребенка: метод. пособие. М: Институт семи и воспитания РАО, 2010., с. 19. . Тем не менее, все еще достаточно субъектов Российской Федерации, в которых детские омбудсмены осуществляют деятельность в структуре аппарата Уполномоченного по правам человека. По нашему мнению, следует воздержаться от однозначно негативной оценки такого положения вещей. Часто проблемы защиты прав ребенка на практике невозможно отделить от интересов совершеннолетних граждан, являющихся ближайшим окружением ребенка, т.е. семьи в целом. Совместная деятельность Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка позволяет рассмотреть вопрос комплексно, учитывая не только наилучшие интересы отдельно несовершеннолетнего, но и пути согласованной реализации прав всей семьи. Однако при этом нужно в полной мере учитывать специфику правового статуса ребенка.

Основным смыслом деятельности специализированных детских омбудсменов, с момента появления этого должностного лица в международной практике, является защита прав детей во всем их многообразии. Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации защиту прав ребенка осуществляют многие государственные организации, эти структуры часто действуют разобщенно и остро нуждаются в координации взаимодействия. Таким координатором может выступать Уполномоченный по правам ребенка, который не подменяет данные структуры, а органично дополняет существующие традиционные формы и средства защиты прав детей.

Основные функции уполномоченного по правам ребенка в РФ

  1. Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
  2. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
  3. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).

Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

Комиссии по делам несовершеннолетних специализируются на профилактике беспризорности и безнадзорности, а также прочими, связанными с ней вопросами. В сущности, КДН занимается «проблемными» несовершеннолетними. В состав комиссий входят представители исполнительных структур. Уполномоченный занимается более широким спектром проблем. Он работает на постоянной основе и лично разбирается в ситуациях.

  • Обращаться в суд, компетентные структуры с просьбой возбудить дисциплинарное/административное производство в отношении лиц, виновных в нарушении интересов несовершеннолетних.
  • Подготавливать предложения о внесении дополнений, изменений в действующие нормативные акты, регулирующие вопросы, касающиеся сферы защиты прав ребенка.
Интересное:  Пособие по безработице 2019 в европе

Какие функции выполняет уполномоченный по правам ребенка

Уполномоченным проводится подготовка ежегодных докладов губернаторам областей о состояниях соблюдения права и защит детей на прилегающей к ним территории. Осуществление приема жителей области в вопросах входящих в его сферу деятельности, и рассмотрение устных и письменных обращений жителей и объединенных организационных обществ под руководством государственных властей области, федерального органа области и органами данной территории, местных самоуправлений и должностных лиц, в чью деятельность входит рассмотрение данных вопросов.

К общим положениям профессии уполномоченный по правам ребенка РФ относят множество пунктов. Основной работой уполномоченных по детскому праву является обеспечение на отнесенной к его контролю территории в защите и восстановлении нарушения и неправомерных воздействий в отношении детей.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

Права ребенка в России охраняются законом. Из-за множества случаев, когда дети становились жертвами социальной несправедливости или грубого отношения, в нашей стране была создана должность уполномоченного по правам ребенка. Деятельность этого специалиста сложна и обширна. В нашем материале будет подробно изложено, в чем же специфика работы детского омбудсмена.

Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:

Все о деятельности уполномоченного по правам ребенка в РФ: информация о направлениях и обязанностях, документы, примеры

  1. Граждане РФ.
  2. Не моложе 30 лет (в некоторых регионах – 35 лет).
  3. Обладают соответствующими познаниями и опытом в области права.
  4. Не являются членами политических партий или общественных организаций.
  5. Не ведут коммерческую деятельность. Омбудсмены могут преподавать, заниматься наукой и творчеством. При этом недопустимо финансирование их деятельности исключительно представителями иностранных государств.

При осуществлении своей деятельности уполномоченный вправе запрашивать для ознакомления различные материалы по гражданским и уголовным процессам, производства об административных правонарушениях (в том числе, закрытые). Омбудсмен имеет право также знакомиться с материалами, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела.

Правовое регулирование деятельности уполномоченного по правам ребенка

В связи с отсутствием единого подхода к созданию института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и его правовой регламентации на региональном уровне, не везде эффективно формируется государственная система защиты прав ребенка. Парламентский способ учреждения института уполномоченного по правам ребенка на основании закона субъекта Российской Федерации является наиболее предпочтительной формой учреждения данного института в регионах. Тем самым обеспечивается оптимальное разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. В отдельных регионах уполномоченными по правам ребенка совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся различные мероприятия по становлению и развитию этого института, обеспечению его надлежащим организационно-правовым сопровождением, которые способствуют повышению эффективности его работы в сфере защиты прав ребенка. Однако, несмотря на все попытки грамотного построения системы института уполномоченного по правам ребенка, самым неэффективным методом выступает его введение в структуре аппарата уполномоченного по правам человека, в результате чего у «детского» уполномоченного отсутствует самостоятельность, так как он полностью зависит от руководителя. В современных условиях спорным является создание этого института в структуре государственных органов исполнительной власти и возложение исполнения обязанностей уполномоченного по правам ребенка на руководителей ведомств, либо когда должность уполномоченного учреждена на основании указов, постановлений или распоряжений глав регионов при президентах субъектов Российской Федерации, губернаторах, главах администрации. Такие непарламентские формы учреждения института уполномоченного по правам ребенка не позволяют «детским защитникам» выполнять свою работу качественно, своевременно и эффективно, а в регионах исключают его независимость, самостоятельность, снижают его роль и статус, что в итоге может привести к его полной дискредитации. На наш взгляд, снижается статус уполномоченного по правам ребенка и при введении этой должности на общественных началах, что противоречит государственно-правовому статусу данного института. Нельзя не отметить, что подавляющее большинство уполномоченных по правам ребенка в регионах нуждаются в кадровой, финансовой, материально-технической и информационной поддержке со стороны органов власти. Большая часть уполномоченных выполняет функции по защите прав ребенка, работая в единственном числе, не имея штата, помощников, а иной раз и помещений, функционально приспособленных для осуществления своей профессиональной деятельности. Тем самым не реализуются в полном объеме заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения периодического доклада Российской Федерации в части создания должности независимого уполномоченного по вопросам защиты прав детей на региональном уровне, с четко определенными полномочиями, включающими осуществление контроля за деятельностью детских учреждений, отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и предоставления ему необходимых полномочий и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности . ——————————— Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка. // rudocs. exdat. com>docs/ index-203791.html.

Интересное:  Размер пошлины за замену водительского удостоверения

В последние годы в Российской Федерации остро проявились проблемы восстановления нравственных и моральных ценностей общества, укрепления института семьи, возрождения ответственного отношения к детям. В связи с этим активно обновляется федеральное законодательство, также Правительством Российской Федерации принимаются меры, которые содействуют созданию благоприятных условий для поддержки семей с детьми. В настоящее время институт уполномоченного по правам ребенка занял прочное место в системе государственных органов, стал эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов детей, а также инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка. За последние годы в России было принято более сотни законов, дополнений и изменений в законодательные акты, направленные на улучшение положения детей. Изменения, внесенные в семейное, гражданское и административное законодательство, касающиеся повышения ответственности родителей в спорах по вопросам воспитания детей, стали важным этапом в обеспечении гарантий ребенка на право воспитываться в семье и соблюдении принципа равенства прав и обязанностей родителей. В частности, была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2019 гг., — серьезный государственный документ, носящий концептуальный характер . По поручению Президента России разрабатывается правительственный план по реализации данной стратегии. Также Уполномоченным при Президенте по правам ребенка разработан проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 — 2020 гг. Программа направлена на существенное сокращение масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширение практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания . ——————————— Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2019 годы». URL: http://www. kuban. aif. ru/ society/article/24108.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Деятельности уполномоченного по правам ребенка

Создалась любопытная ситуация: уполномоченные по правам ребенка в субъектах, деятельность которых регулируется региональными законами, организационно выполняют задания Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, деятельность которого законодательно даже не регламентирована. Единственный нормативный акт, который определяет правовое положение детского омбудсмана страны, это Указ Президента РФ о его назначении на должность от 30 декабря 2009 года.

В последующем представляется целесообразным продолжить работу по рассмотрению возможности разработки рамочного федерального закона, определяющего правовые основы, принципы, задачи, функции, полномочия региональных Уполномоченных по правам ребенка. Принятие такого закона укажет субъектам Российской Федерации правовые ориентиры создания и деятельности регионального Уполномоченного по правам ребенка, что будет способствовать формированию условий эффективной работы данного института.

Ссылка на основную публикацию