Действия уполномоченного по правам ребенка

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

Указанные возможности, по сути, взяты из закона, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека. Однако детский омбудсмен не наделен таким широким кругом возможностей. В частности, он не может знакомиться с судебными материалами, приговорами, решениями, определениями, в том числе по отказам в возбуждении судопроизводства. Однако в Указе президента содержался немаловажный пункт. Региональным властям предписывалось определить порядок, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность Уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте.

В течение последних 5 лет должности омбудсменов были учреждены практически во всех регионах страны. Так, в 2011 году началась деятельность уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области. Соответствующий пост был учрежден указом губернатора региона. В нормативном акте определена сфера компетенции омбудсмена, его обязанности и задачи. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области предполагает беспрепятственное посещение региональных структур, возможность запрашивать и получать необходимые материалы, документы и сведения от соответствующих органов власти, а также прочие возможности, предусмотренные указами президента и губернатора. Должностное лицо также отчитывается по проделанной работе, выступает с докладами, направляет свои рекомендательные заключения в региональные структуры власти и госслужащим. С 2014 года осуществляется деятельность уполномоченного по правам ребенка в Новосибирске. Этот пост учрежден в соответствии с Законом № 410-оз. Нормативный акт определяет порядок работы омбудсмена, его задачи, обязанности. К основным функциям должностного лица следует отнести:

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

Деятельность детского омбудсмена (он же уполномоченный по детским правам) направлена на защиту интересов и прав детей в любой общественной сфере. Должность была введена в 2009 году по указу Президента. Несколько лет детским омбудсменом был Павел Астахов, но после скандала в 2016 году он оставил должность по собственной инициативе. На пост была назначена Анна Кузнецова, о которой будет рассказано чуть позже.

Каждый человек в России обладает правами с рождения. Именно возрастной период до 18 лет должен быть самым охраняемым. Формируется личность, а для этого ее необходимо всячески поддерживать. Но каким образом? Россия опирается на нормы международного права, а потому основополагающим источником, регламентирующим свободы детей, будет международная Декларация прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации

  1. Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
  2. Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.

Данные задачи могут быть достигнуты путем наделения ответственного лица определенными полномочиями. Омбудсмен может посещать любую организацию и знакомиться с ее деятельностью. Кроме того, уполномоченный может потребовать объяснений у должностных лиц и запросить любую информацию.

Такое право есть только у судебной инстанции, однако он может обратиться с исковым заявлением или с законодательной инициативой. Как правило, у омбудсмена есть своя общественная приемная, куда может прийти любой гражданин, в том числе ребенок, для подачи заявления на оказание помощи.

Интересное:  Детская компенсация до 18 лет

Уполномоченный по правам ребенка: основные функции

Дети очень уязвимы по своей природе, и их нужно порою защищать от мира взрослых. И у ребенка есть на это права, которые закреплены Конвенцией о правах ребенка. Особые права детей, данные им международным законом, нуждаются в защите, нужны и механизмы их осуществления, которые способны обеспечить приоритетную защиту прав любого ребенка. Дети, в силу возрастных особенностей интеллектуального и психического развития, не могут в большинстве случаев обратиться за защитой сами. Чтобы ребенок не оставался без защиты, назначается Уполномоченный по правам ребенка Президента РФ.

Представитель по правам ребенка имеет право привлечь научные или другие организации для проведения экспертиз и проведения аналитических работ, если это касается защиты прав ребенка, и делается это в строго установленном порядке. Может привлекать специалистов и ученых, на добровольной или договорной основе. Он должен содействовать восстановлению прав ребенка, если они были нарушены, анализировать состояние дел, как соблюдаются права ребенка, готовить предложения по улучшению и совершенствованию законодательства.

Правовое регулирование деятельности уполномоченного по правам ребенка

В связи с отсутствием единого подхода к созданию института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и его правовой регламентации на региональном уровне, не везде эффективно формируется государственная система защиты прав ребенка. Парламентский способ учреждения института уполномоченного по правам ребенка на основании закона субъекта Российской Федерации является наиболее предпочтительной формой учреждения данного института в регионах. Тем самым обеспечивается оптимальное разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. В отдельных регионах уполномоченными по правам ребенка совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся различные мероприятия по становлению и развитию этого института, обеспечению его надлежащим организационно-правовым сопровождением, которые способствуют повышению эффективности его работы в сфере защиты прав ребенка. Однако, несмотря на все попытки грамотного построения системы института уполномоченного по правам ребенка, самым неэффективным методом выступает его введение в структуре аппарата уполномоченного по правам человека, в результате чего у «детского» уполномоченного отсутствует самостоятельность, так как он полностью зависит от руководителя. В современных условиях спорным является создание этого института в структуре государственных органов исполнительной власти и возложение исполнения обязанностей уполномоченного по правам ребенка на руководителей ведомств, либо когда должность уполномоченного учреждена на основании указов, постановлений или распоряжений глав регионов при президентах субъектов Российской Федерации, губернаторах, главах администрации. Такие непарламентские формы учреждения института уполномоченного по правам ребенка не позволяют «детским защитникам» выполнять свою работу качественно, своевременно и эффективно, а в регионах исключают его независимость, самостоятельность, снижают его роль и статус, что в итоге может привести к его полной дискредитации. На наш взгляд, снижается статус уполномоченного по правам ребенка и при введении этой должности на общественных началах, что противоречит государственно-правовому статусу данного института. Нельзя не отметить, что подавляющее большинство уполномоченных по правам ребенка в регионах нуждаются в кадровой, финансовой, материально-технической и информационной поддержке со стороны органов власти. Большая часть уполномоченных выполняет функции по защите прав ребенка, работая в единственном числе, не имея штата, помощников, а иной раз и помещений, функционально приспособленных для осуществления своей профессиональной деятельности. Тем самым не реализуются в полном объеме заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения периодического доклада Российской Федерации в части создания должности независимого уполномоченного по вопросам защиты прав детей на региональном уровне, с четко определенными полномочиями, включающими осуществление контроля за деятельностью детских учреждений, отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и предоставления ему необходимых полномочий и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности . ——————————— Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка. // rudocs. exdat. com>docs/ index-203791.html.

В последние годы в Российской Федерации остро проявились проблемы восстановления нравственных и моральных ценностей общества, укрепления института семьи, возрождения ответственного отношения к детям. В связи с этим активно обновляется федеральное законодательство, также Правительством Российской Федерации принимаются меры, которые содействуют созданию благоприятных условий для поддержки семей с детьми. В настоящее время институт уполномоченного по правам ребенка занял прочное место в системе государственных органов, стал эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов детей, а также инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка. За последние годы в России было принято более сотни законов, дополнений и изменений в законодательные акты, направленные на улучшение положения детей. Изменения, внесенные в семейное, гражданское и административное законодательство, касающиеся повышения ответственности родителей в спорах по вопросам воспитания детей, стали важным этапом в обеспечении гарантий ребенка на право воспитываться в семье и соблюдении принципа равенства прав и обязанностей родителей. В частности, была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2019 гг., — серьезный государственный документ, носящий концептуальный характер . По поручению Президента России разрабатывается правительственный план по реализации данной стратегии. Также Уполномоченным при Президенте по правам ребенка разработан проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 — 2020 гг. Программа направлена на существенное сокращение масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширение практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания . ——————————— Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2019 годы». URL: http://www. kuban. aif. ru/ society/article/24108.

Интересное:  Платят ли пенсионеры работающие налоги

Действия уполномоченного по правам ребенка

Не должно создаваться впечатление, что омбудсмены в регионах способны выполнять свои обязанности, установленные для них законом, лишь по поручению Уполномоченного при Президенте РФ. Но сегодня это так. При том, что каждому из них еженедельно приходится рассматривать множество обращений и жалоб. Но самые резонансные из них делает достоянием СМИ почему то Уполномоченный при Президенте по правам ребенка Павел Астахов.

По-прежнему плохо обстоит дело с устройством в семьи детей-сирот с ограниченными возможностями, — говорит омбудсман. В прошлом году в 148 стационарных учреждениях социального обслуживания детей-инвалидов содержалось 21 тысяча 823 ребенка. Остается тревожной ситуация с детским и подростковым суицидом: в год кончают самоубийством 1800 несовершеннолетних.

Какие функции выполняет уполномоченный по правам ребенка

Положение такой профессии как уполномоченный по правам ребенка утверждается губернаторами областей и возлагается контролирование правильного хода данной деятельности на заместителей в правительстве. Постановления данного типа вступают в свою активность с того момента, как его подпишет сам губернатор.

Кроме этого в обязанности уполномоченного по правам ребенка входит доведение до сведения губернаторов области оперативной информации о состояниях соблюдений детского права и интересов в защите детей на областной территории. Участие в проведение совещаний, заседаний, мероприятий соответствующих поручениям губернаторов области. Выполнение иных задач, предусмотренных законодательным областным органом.

Действия уполномоченного по правам ребенка

1. запрашивать необходимые материалы, копии документов и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, в государственных органах исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, органах местного самоуправления и у должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия;

Уполномоченным по защите прав ребенка может быть лицо не совершившее порочащих его поступков, обладающее общественным авторитетом, знанием проблем детства и опытом защиты прав и законных интересов ребенка. Уполномоченные на федеральном и региональном уровнях назначаются Президентом РФ и высшими должностными лицами субъектов федерации или законодательными органами субъекта федерации) соответственно. Срок полномочий — 5 лет с возможностью занимать эту должность 2 срока подряд.

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

Основным смыслом деятельности специализированных детских омбудсменов, с момента появления этого должностного лица в международной практике, является защита прав детей во всем их многообразии. Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации защиту прав ребенка осуществляют многие государственные организации, эти структуры часто действуют разобщенно и остро нуждаются в координации взаимодействия. Таким координатором может выступать Уполномоченный по правам ребенка, который не подменяет данные структуры, а органично дополняет существующие традиционные формы и средства защиты прав детей.

Несмотря на принимаемые в последние годы комплексные меры по охране детства, все еще не удается преодолеть происходящие в стране негативные социально-экономические процессы. В связи с этим одной из актуальных задач современности, как известно, является необходимость повышения эффективности охраны и защиты прав несовершеннолетних 1 Правовой статус ребенка в Российской Федерации / рук. авт. кол. О. В. Пристанская; Академия Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011. с. 3. .

Ссылка на основную публикацию