Органы опеки и попечительства полномочия

Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

Полномочия, функции и обязанности органов опеки и попечительства

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Орган опеки и попечительства

Выше были рассмотрены случаи прекращения попечительства/опеки при добросовестном исполнении воспитателем своих обязанностей. В законодательстве предусмотрены ситуации, когда уполномоченное лицо может лишиться возможности осуществлять заботу при ненадлежащем поведении. В частности, достаточно жестко контролируются действия попечителей/опекунов, связанные с распоряжением или управлением имуществом и соответствующими правами воспитанников. К ним, в частности, относят дачу согласия на заключение тех или иных сделок, надзор за условиями, в которых пребывает подопечный, а также консультирование по ряду важных вопросов. Уполномоченные лица должны предоставлять отчеты по своей работе. Орган опеки и попечительства, рассматривая поступившие жалобы и анализируя отчеты, выносит соответствующие решения. При установлении факта умышленного ненадлежащего исполнения лицом его задач он может быть отстранен от работы.

  1. Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
  2. Разрешать опекуну совершать, а попечителю — соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
  3. Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
  4. Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
  5. Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
  6. Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
  7. Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
  8. Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

Глава 2

Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.

В данном случае попечительство устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности. При этом, просьба о патронаже исходит от самого гражданина.

Органы попечительства и опеки

ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.

  1. Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
  2. Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
  3. Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.
Интересное:  При продажи дома какие документы нужны

Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия

Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.

По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

Что входит в полномочия органов опеки: защита детей и недееспособных граждан, проверка опекунов, составление заявления в органы опеки и попечительства

Если у соседей или родственников возникли подозрения в нарушении прав детей, они могут написать заявление в органы опеки о проверке. Также обратиться в муниципальную службу могут сами опекаемые граждане или несовершеннолетние. В таком случае пишется анонимно жалоба в органы опеки на своих попечителей или опекунов.

Любой сигнал проверяется сотрудниками государственного учреждения. Проводится выездная проверка для оценки условия жизни и содержания несовершеннолетних. Если подозрения подтвердятся, то семья будет поставлена на учёт и проверки начнутся в регулярном порядке.

Органы опеки и попечительства полномочия

— возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам;

— осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности — в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

Органы опеки и попечительства полномочия

Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите прав и законных интересов совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности:
1) устанавливают опеку над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, назначают опекунов в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки над гражданином;
2) устанавливают попечительство над совершеннолетними гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными, назначают попечителей в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления попечительства над гражданином;
(в ред. закона Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
3) осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей), деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
(в ред. закона Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
3.1) выявляют и ведут учет недееспособных и ограниченно дееспособных граждан;
(п. 3.1 введен законом Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
3.2) представляют законные интересы недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному и (или) областному законодательству или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
(п. 3.2 введен законом Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
4) временно исполняют обязанности опекуна (попечителя) в случаях, установленных федеральным законодательством;
5) дают предварительное разрешение на распоряжение опекуном (попечителем) доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних:
1) выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. законов Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з, от 10.07.2014 N 93-з)
2.1) направляют имеющуюся информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять государственное управление в сфере образования, для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
(п. 2.1 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
2.2) направляют документированную информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять государственное управление в сфере образования, для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации устройства указанных детей в семьи граждан Российской Федерации на территории Смоленской области и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
(п. 2.2 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
3) избирают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, а также обеспечивают устройство таких детей и осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;
3.1) информируют граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказывают содействие в подготовке таких документов;
(п. 3.1 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
4) временно исполняют обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги) (далее — организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
(в ред. законов Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з, от 20.11.2013 N 129-з)
5) принимают участие в рассмотрении судом дел об усыновлении или удочерении (далее — усыновление) детей, а также об отмене усыновления детей;
(в ред. закона Смоленской области от 30.06.2016 N 79-з)
6) проводят обследование и составляют акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), представляют его в суд;
7) готовят и представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;
8) дают согласие на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);
9) дают разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением;
10) предъявляют в суд требования об отмене усыновления ребенка в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
11) устанавливают опеку и попечительство над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, назначают им опекунов (попечителей);
12) осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей) несовершеннолетних, деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
(п. 12 в ред. закона Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
12.1) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью;
(п. 12.1 введен законом Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з; в ред. закона Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
13) исполняют обязанности опекуна (попечителя) ребенка по завершении пребывания его в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет;
(п. 13 в ред. закона Смоленской области от 30.10.2009 N 101-з)
14) дают рекомендации опекунам (попечителям) относительно способов воспитания несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством);
14.1) оказывают помощь опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;
(п. 14.1 введен законом Смоленской области от 20.11.2013 N 129-з)
15) дают разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;
16) дают предварительное разрешение на распоряжение опекуном (попечителем) доходами несовершеннолетнего подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
(п. 16 в ред. закона Смоленской области от 10.07.2014 N 93-з)
17) дают предварительное разрешение опекунам совершать, а попечителю — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества несовершеннолетнего подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного, в том числе дают предварительное разрешение на отказ от наследства;

Интересное:  Справка финансового лицевого счета

Органы опеки и попечительства

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов опеки и попечительства в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес органов опеки и попечительства, телефон и время работы.

Ссылка на основную публикацию