Деятельность уполномоченных по правам ребенка

Правовое регулирование деятельности уполномоченного по правам ребенка

Многие региональные уполномоченные активно продвигают на местах институт уполномоченного по правам ребенка на разных уровнях власти. Создаются муниципальные должности уполномоченных, формируется институт общественных помощников детского уполномоченного. Однако есть регионы, в которых уже созданный ранее институт уполномоченного по правам ребенка был ликвидирован. Неэффективно развивается институт регионального уполномоченного по правам ребенка в детских дошкольных и школьных учреждениях. Так, в некоторых регионах создан институт уполномоченного по правам участников образовательного процесса, в частности в Ставропольском крае в школах и детских домах введены должности общественных помощников регионального уполномоченного по правам ребенка. Но несмотря на то, что институт уполномоченного получает все большее расширение в регионах, не реализуется единая федеральная модель и не соблюдается исполнение принципов Конвенции ООН о правах ребенка. Важную роль выполняют уполномоченные по правам ребенка в создании и становлении правозащитных детских и молодежных общественных организаций, а также включении их представителей в коллегиальные органы по вопросам детства. Такая социально-позитивная деятельность уполномоченных предоставляет несовершеннолетним реальную альтернативу защиты и реализации своих законных прав и интересов, а также способствует их отрыву от криминальной среды. Таким образом, позицию уполномоченного по правам ребенка следует развивать в рамках его взаимодействия с органами государственной власти, в том числе правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими институтами, осуществляющими деятельность по охране и защите прав ребенка. Вместе с тем следует обеспечить самостоятельность уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации как независимого государственно-правового института, выполняющего особые функции в системе защиты прав и интересов детей. Положительным результатом стало принятие региональных законов, целевых программ, региональных стандартов по вопросам охраны прав и интересов детей, что позволяет максимально решить проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оказанию непосредственной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, увеличению выделяемых на их нужды пособий и иных выплат. В послании главы государства говорится: «Работа уполномоченных по правам ребенка требует не только компетентности, но и высочайших моральных качеств: в первую очередь детям требуется человеческая забота, чуткость и отзывчивость. Вы должны внимательно следить за ситуацией, оперативно реагировать на любые нарушения прав несовершеннолетних» . ——————————— URL: http://www. council. gov. ru/inf_ps/ chronicle/2011/04/item16082.html.

В последние годы в Российской Федерации остро проявились проблемы восстановления нравственных и моральных ценностей общества, укрепления института семьи, возрождения ответственного отношения к детям. В связи с этим активно обновляется федеральное законодательство, также Правительством Российской Федерации принимаются меры, которые содействуют созданию благоприятных условий для поддержки семей с детьми. В настоящее время институт уполномоченного по правам ребенка занял прочное место в системе государственных органов, стал эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов детей, а также инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка. За последние годы в России было принято более сотни законов, дополнений и изменений в законодательные акты, направленные на улучшение положения детей. Изменения, внесенные в семейное, гражданское и административное законодательство, касающиеся повышения ответственности родителей в спорах по вопросам воспитания детей, стали важным этапом в обеспечении гарантий ребенка на право воспитываться в семье и соблюдении принципа равенства прав и обязанностей родителей. В частности, была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2019 гг., — серьезный государственный документ, носящий концептуальный характер . По поручению Президента России разрабатывается правительственный план по реализации данной стратегии. Также Уполномоченным при Президенте по правам ребенка разработан проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 — 2020 гг. Программа направлена на существенное сокращение масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширение практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания . ——————————— Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2019 годы». URL: http://www. kuban. aif. ru/ society/article/24108.

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

  • осуществление независимого контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по защите прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;
  • защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;
  • содействие восстановлению нарушенных прав детей; предоставление ребенку возможности лично, без посредников, обратиться за помощью к Уполномоченному по правам ребенка.

Несмотря на принимаемые в последние годы комплексные меры по охране детства, все еще не удается преодолеть происходящие в стране негативные социально-экономические процессы. В связи с этим одной из актуальных задач современности, как известно, является необходимость повышения эффективности охраны и защиты прав несовершеннолетних 1 Правовой статус ребенка в Российской Федерации / рук. авт. кол. О. В. Пристанская; Академия Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011. с. 3. .

Деятельность уполномоченных по правам ребенка

Можно сделать вывод, что уполномоченный по правам ребенка должен обеспечить несовершеннолетнему гражданину полную защиту, а также проследить за тем, чтобы он гармонично развивался, жил и воспитывался в семье без ущемления его достоинства, интересов и прав.

  1. Письмом по почте. Оформлять лучше заказное письмо, тогда вы получите уведомление и подтверждение, что письмо дошло до Института уполномоченного.
  2. Электронным письмом. На официальном сайте уполномоченного имеется возможность подать обращение или жалобу через простую анкетную форму. Для подачи необходимо ввести свои личные, адресные и контактные данные, а также текст вашего обращения.
  3. Отправить жалобу по факсу.
  4. Придя на прием к уполномоченному лично . Жалобу все равно следует подать в письменной форме. Записаться стоит заранее.
  5. Отправить обращение по электронной почте, на e-mail.
  6. Написав обращение через социальные сети , лично на страницу уполномоченного.
Интересное:  Исковое о взыскании долга по расписке

Деятельность уполномоченных по правам ребенка

Надо обратиться с предложением к МЧС России, потому что МЧС лучше других органов и других министерств освоило эту работу. У них есть единая спасательная служба, психологи, специалисты, которые сразу реагируют на любой звонок. В некоторых регионах такая линия уже есть, например, в Красноярске. Ее телефон висит у школьного инспектора. Это, кстати, новая форма, которая в некоторых регионах очень активно вводится. В школе сидит милиционер, в основном женщины-офицеры, у которых имеется отдельный кабинет. Любой ребенок, любой взрослый может зайти к ним и один на один и рассказать о своих проблемах. У каждого ребенка есть личное дело, ведутся профилактические беседы, о чем говорили, что рассказывали. Если нужна психологическая реабилитация, она приглашает психологов, есть социальный педагог. Есть положительный опыт, который надо использовать. Есть такие регионы, как, например, Ижевск, где школа-интернат выпала из общей работы, туда не доходили ни социальные работники, ни психологи, ни люди, которые умеют работать с детьми, объяснить ребенку, как ему построить свою жизнь и пр. Есть такое понятие, как «индивидуальный план ребенка». У каждого ребенка, особенно проблемного, или ребенка из группы риска, должен быть индивидуальный план. В Америке, в Европе есть школьная полиция. Во Франции утром дети идут в школу, стоит полицейский пост. Вечером возвращаются из школы, стоит полицейский пост. У нас только после известных трагических событий на Северном Кавказе некоторое время стояли милиционеры возле школ. У школы-интерната в Ижевске сейчас тоже поставили пост милиции, сидят 2 милиционера. А раньше нельзя этого было сделать, когда по 60 человек не ночевало в интернате? По телевизору в Красноярске идет вечером бегущая строка с различными частными объявлениями. Уполномоченный по правам ребенка обратился к телерадиокомпаниям с тем, чтобы, например, хотя бы каждое десятое объявление содержало такие слова: «дети в опасности, звоните, телефон такой». Это не требует никаких денег, никаких усилий. И такая мера будет работать. Необходимо донести до людей, что сообщение такой информации — это не «стукачество», это спасение чьей-то жизни. Сегодня самая приоритетная задача — спасать детей, которые погибают в своих квартирах Шишкова А. Институт омбудсмана // Адвокат. 2011. №12. С. 17-20..

По-прежнему плохо обстоит дело с устройством в семьи детей-сирот с ограниченными возможностями, — говорит омбудсман. В прошлом году в 148 стационарных учреждениях социального обслуживания детей-инвалидов содержалось 21 тысяча 823 ребенка. Остается тревожной ситуация с детским и подростковым суицидом: в год кончают самоубийством 1800 несовершеннолетних.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

Эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что, в соответствии со смыслом института Уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Лицо, избираемое (или назначаемое) на должность Уполномоченного по правам ребенка, обладает общественным авторитетом. Сама процедура назначения на эту должность предполагает, что Уполномоченный — лицо незаурядное, обладающее помимо высоких профессиональных и необходимыми личными качествами. Особенно ярко это проявляется в отношении тех Уполномоченных, которые действуют на основе специального регионального закона и назначаются законодательным органом или с его согласия. Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Уполномоченный по правам ребенка: основные функции

В отличие от органов опеки, которые занимаются лишь защитой детей-сирот либо детей, оставшихся без присмотра мамы с папой, урегулируют вопросы по соблюдению прав детей в неблагополучных семьях, Уполномоченный по правам ребенка защищает права детей совместно со всеми социальными институтами.

Интересное:  Судебные приставы узнать задолженность по фамилии кызыл

Уполномоченный в РФ по правам ребенка Астахов имеет настолько большую широту прав, что при введении режима ЧП и ЧС, либо военного положения на территории Российской Федерации, части территории, его деятельность не прекращается и компетенция ничем не ограничивается. Получив информацию, что где-то грубо нарушены права или свободы маленьких граждан, а информация имеет при этом широкий общественный резонанс, он незамедлительно принимает меры к исправлению ситуации. В таком случае лица, чьи законные интересы были попраны, не могут самостоятельно обратиться в судебные органы за защитой. Астахов вправе проявить инициативу и принять соответствующие меры.

Институт уполномоченного по правам ребенка в России

В настоящее время институт детского омбудсмана в России находится в стадии становления. Однако за 15-летнюю историю функционирования детских защитников в России данный институт доказал свою востребованность. В 2009 году был учрежден институт федерального уполномоченного по правам ребенка. В то же время существует множество проблем, в том числе в сфере законодательного обеспечения данного института и в сфере его финансирования.

К сожалению, в настоящее время уполномоченные по правам ребенка во многих субъектах РФ сформированы по модели исполнительного омбудсмана. Субъектами РФ, избравшими модель исполнительного омбудсмана, являются Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Магаданская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Курганская область, Курская область, Костромская область, Омская область, Приморский край, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Ставропольский край, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ и Ярославская область. Все они назначаются на должность и освобождаются от должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в

Количество несовершеннолетних, признанных потерпевшими по уголовным делам в 2013 – 2016 годах Виды преступлений Количество детей, признанных потерпевшими (человек) 2013 2014 2015 2016 1 349 21 1 17 4 14 1 491 19 2 27 19 8 1 638 12 2 7 1 066 8 2 15 5 5 ст. 112 УК РФ ( «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» ) 26 14 21 29 ст. 115 УК РФ ( «Причинение легкого вреда здоровью» ) ст. 116 УК РФ ( «Нанесение побоев» ) ст. 117 УК РФ ( «Истязание» ) ст. 119 УК РФ ( «Угроза убийством» ) ст. 125 УК РФ ( «Оставление в опасности» ) ст. 127 УК РФ ( «Незаконное лишение свободы» ) ст. 131 УК РФ ( «Изнасилование» ) ст. 132 УК РФ ( «Насильственные действия сексуального характера» ) ст. 133 УК РФ ( «Понуждение к действиям сексуального характера» ) ст. 134 УК РФ ( «Половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет» ) ст. 135 УК РФ ( «Развратные действия» ) ст. 156 УК РФ ( «Преступления за уклонение от исполнения родительских обязанностей, сопряженное с жестоким обращением с детьми» ) ст. 150, 151. 1 УК РФ ( «Преступления, связанные с вовлечением детей в совершение преступления, антиобщественную деятельность» ) ст. 240 – 242 УК РФ ( «Преступления, связанные с организацией и вовлечением в занятие проституцией, незаконным изготовлением и оборотом порнографических материалов или предметов» ) ст. 158, 159, 161– 163 УК РФ ( «Преступления против собственности (кража, 50 350 6 45 4 2 27 73 0 66 44 39 356 19 48 0 3 20 74 5 84 35 50 378 36 58 7 7 70 139 1 177 63 55 275 28 37 4 1 15 48 4 66 9 54 101 104 82 9 19 13 92 1 7 27 19 498 377 323 234 Всего детей, признанных потерпевшими, в том числе ст. 105 УК РФ ( «Убийство» ) ст. 106 УК РФ ( «Убийство матерью новорожденного ребенка» ) ст. 109 УК РФ ( «Причинение смерти по неосторожности» ) ст. 110 УК РФ ( «Доведение до самоубийства» ) ст. 111 УК РФ ( «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» )

ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан и соблюдении прав и законных интересов ребенка в Республике Татарстан в 2016 году Выступление Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан Удачиной Гузель Любисовны

Деятельность уполномоченного по правам человека и по правам ребенка в РФ

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, не совершившее порочащих его поступков, обладающее общественным авторитетом, знанием проблем детства и опытом защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

1. Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, органами местного самоуправления города Москвы, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка.

Управление образования администрации города Невинномысска

Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конвенцией Совета Европы о защите прав человека и основных свобод;
Конституцией РФ;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Законом РФ «Об образовании»;
Уставом общеобразовательного учреждения; локальными нормативными актами школы

Организация Объединенных Наций во «Всеобщей декларации прав человека» провозглашает, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, «… ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Ссылка на основную публикацию